Последние комментарии

Рекомендуем

Это не мои обязанности!

Примерно месяц назад, когда я задержалась на работе, руководитель отдела попросил меня зайти на почту и отправить несколько писем. Я согласилась: почтовое отделение находится по пути и мне не составило труда это сделать. Следующее задание было получить небольшую посылку: «Елена, вы сможете выполнить это поручение?» Хорошо. Выполнила.


Спустя еще неделю руководитель поручает мне отнести пакет важных документов по указанному адресу, потом – получить бандероль с тонерами для наших принтеров... Стоп! Я что – курьер? Эти задания не входят в перечень моих рабочих обязанностей, более того, если уже разбираться, в моем трудовом договоре не прописаны какие-то дополнительные функции как бесплатное приложение к должности. Но как отказать? Боюсь, что если не найду правильного решения, скоро буду и в рабочее время бегать по «чужим» делам.


Стоит ли выполнять задания руководителя, не входящие в описание Вашей трудовой функции? Или же руководитель "покупает" Ваше время и имеет право использовать Вас по своему усмотрению? Как, выполнив задание во внерабочее время, не угодить в ловушку и не навесить на себя обязательство по регулярному выполнению задания во внерабочее время?

2 2
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
  • Думаю, неплохим вариантом может быть вопрос как-бы невзначай про премию за выполнение подобных задач в конце месяца.

    Правда, прежде следует оценить, стоит ли его задавать, чтобы избежать риска быть неправильно понятым, или ответа на вопрос "А Вам не нравится? Это вызывает какие-то трудности?"

    0
    + 1 комментарий
    • Евгений, спасибо Вам за ответ. Да, ситуация непростая. Для кого-то, может, это и вовсе не дела. Это ведь, по сути, не вызывает трудностей. После работы?  Ничего, пять минут можно выделить. Стояла в очереди почти 40 минут? Ну что поделать, час пик, ничего...

      0
      + 0 комментариев
  • # Горбунов Никита

    Елена, на мой взгляд тут вопрос к себе лично. Где Ваша внутренняя граница? Работодатель покупает Ваше квалифицированное время. Порядок взаимоотношений предусмотрен в трудовом договоре. 

    Вы сами отступили от трудового договора, согласившись отправить несколько писем. Вы создали прецедент. Руководитель почувствовал возможность облегчить себе жизнь, найдя в Вас дополнительно еще и курьера. 

    Но надо понимать, и другой фактор, приверженный сотрудник делает и то, что нет в договоре, даже и письма отправляет. Но лично по себе знаю, что приверженным сотрудником можно стать не в любой компании. Тут вопрос опять к своим собственным целям? Что Вы хотите? Получив ответ, на этот вопрос, автоматически увидите выход из ситуации.

    ****** Нельзя быть хорошим для всех.  Четко очертите границы своих услуг на рынке труда.

    *****Стоит ли выполнять задания руководителя, не входящие в описание Вашей трудовой функции?  

    Если Вы приверженный сотрудник, то да. Если лояльный, то нет, работаете только в соответствие с договором. 

    *****Как, выполнив задание во внерабочее время, не угодить в ловушку и не навесить на себя обязательство по регулярному выполнению задания во внерабочее время?

    Не нужно создавать прецедент тогда и не попадете в ловушку. Если уж создали, нужно создать обратный прецедент. Четко проговорите, что данное поручение, Вы сделаете в рабочее время, которое обозначено трудовым договором.

    P.S. Вообще понятно, что трудовой договор достаточно условен. И всегда есть реальная жизнь. Но отклонения не должны быть значительными, иначе не будет порядка. К сожалению, беспорядок рождается в голове руководителя и проецируется на головы подчиненных. 

    3
    + 9 комментариев
    • # Elena

      Никита, спасибо за Ваш ответ. Я - лояльный сотрудник компании.  Почему-то я думала, что лояльность и приверженность - одно и то же..."Не создавайте прецедент"? А как бы в этой ситуации поступили Вы? Вас просят зайти по дороге, это делает Ваш непосредственный руководитель. Отказали бы?

      Обратный прецедент сделать не получится - рабочий график до того плотный, что выделить время на поход по другим делам я могу только во внерабочее время. Если это случится, будут "хвосты" и вряд ли можно будет сказать "Вы знаете, я бегала на почту и не успела сдать отчет". 

      0
      + 8 комментариев
      • Елена, обратным прецедентом в вашем случае будет являться прямой отказ - я не могу выполнить вашу просьбу (не поручение!). И больше руководитель уже не обратится. Только не допускайте страха или чувства вины.  Просто спокойное "нет". Если вы боитесь, что "обидите" руководителя, то инициируйте дополнительное соглашение к трудовому договору (ненормированный график работы как минимум) и уже официально выполняйте не просьбы, а поручения.

        1
        + 7 комментариев
        • а насчет лояльности: лояльный сотрудник задает себе подобные вопросы (и это нормально), а приверженный сотрудник не только может отправлять письма, но ещё и предложит свою помощь по отправке писем (и это тоже нормально)

          0
          + 0 комментариев
        • Сомневаюсь, что руководитель увидит разницу в игре слов "просьба" и "поручение". И будет ли выходом из ситуации инициирование дополнительного соглашения к ТД? Эти просьбы не имеют систематичности, ранее я не выполняла таких "поручений". 

          0
          + 5 комментариев
          • # YEVGENIY LIKHACHEV

            Елена, а как вы считаете, если просто переговорить с руководителем на эту тему. Понять, почему это происходит и почему именно Вам поручаются такие дела?  На данном этапе, возможно поставить себе целью просто прояснить ситуацию с первоисточником для последующего обдумывания, не делая поспешных выводов.  Также, вы упомянули "я как курьер", явно это бьет по самолюбию. 

            Руководитель, из какого-то числа ваших коллег, выбрал именно Вас для этого. Как он Вас видит, как человек, который лоялен к делам! и не будет задавать лишних вопросов? Или Ваша задержка на работе подтолкнула ее думать, что вы очень ответственный сотрудник и  т.д. ?

            Конечно, если руководитель ответит, что это якобы ваша обязанность, то, можно подумать про формализацию новых обязанностей со всеми вытекающими.  

            1
            + 4 комментария
            • # Elena

              Евгений, да, скорее всего, так и есть. Я очень ответственна, но в то же время и очень загружена. Если бы на работе у меня были "окна", в течении которых я могла бы отвлекаться по этим поручениям, вопросов, может, у меня и не возникало. Очень неприятно чувствовать себя "курьером", да еще и во внерабочее время.

              0
              + 3 комментария
              • # Горбунов Никита

                Елена, это заниженная самооценка, а не ответственность.

                0
                + 2 комментария
                • # Elena

                  Никита, у меня адекватная самооценка, не вижу ни одного пункта ее "заниженности". Просто Вы оцениваете ситуацию с позиции руководителя, я же - с позиции подчиненного. Поэтому, скорее всего, наши взгляды и не совпадают. 

                  1
                  + 1 комментарий
                  • # Горбунов Никита

                    Не обижайтесь, пожалуйста, я в разных ролях работал. И у меня долгое время был начальник. Это тоже люди, у которых есть свои недостатки и преимущества. Просто я резко высказался, тут был не прав. Но в целом мысль такая, что нужно показывать начальнику свои границы. Для начальника это тоже лучше. Так как он видит, что Вы на все соглашаетесь, считает это нормой. Вы должны показать, что норма для Вас это другое. Если внутри Вас будут обиды на начальника, то Вы вероятно скоро уволитесь. Будет ли это лучше начальнику?

                    2
                    + 0 комментариев
  • # Prague

    А может быть можно согласиться, но также попросить начальника помочь Вам выбрать приоритеты?  Если начальник думает, что самое ценное что он может от Вас получить, это отправлять письма, то может быть это и стоит делать. Если начальник увидит что Вы можете либо подписать миллионный контракт, либо стоять в очереди на почте, то, если он в какой-то степени вменяемый, он скорее всего найдет кого-то другого бегать по его мелочным поручениям.  То же самое насчет работу во внерабочее время - как мне кажется если Вы "лишите начальника незнания" о том что бы работаете уже далеко не договоренные 40 а 50 часов в неделю, он может быть менее уверен в том что ему не прийдется когда-то на ковре обьясняться почему он настаивал чтобы Вы переробатывали (конечно другое дело, если Вы сами искренне хотите и предлогаете больше работать) 

    3
    + 16 комментариев
    • # Elena

      Дело в том, что в нашей компании (наверное, в целях экономии), нет секретаря или курьера, который выполнял бы вот эти мелкие поручения. Может стоит обратиться к руководству с просьбой создать эту должность и переложить эти обязанности на него? Делать это мне не трудно, но после работы у меня есть другие, свои дела, которым я хочу посвятить время. Будет ли уместно обратиться к руководителю с таким предложением? 

      0
      + 15 комментариев
      • Надо просто уметь говорить нет, своими предложениями можно только раздражать руководителя. Думаю не уместное предложение. Руководитель возможно к вам и обратился , что видит в вас человека робкого, которому сложно сказать нет, а вовсе проблема не в том, что он думает , что вам нечем после работы заняться). Как раз в таком случае робкость свою и нужно преодолевать. Кстати так же считаю, что в подавляющим большинстве наших компаний нет штатного курьера,только секретарь.

        1
        + 1 комментарий
        • Спасибо. Да, может уже стоит научиться говорить твердое "нет". В психологическом плане это иногда непросто сделать. Просто в большинстве случаев человек подстраховывается, так как есть опасения, что неправильно поймут, неправильно оценят. Человек дорожит своим местом. Вот и получается, что погружаемся мы в чужие дела, навязанные обязанности. Это, может быть, и мелочи, но осознавать природу этой ситуации, копаясь в ней, очень неприятно.

          0
          + 0 комментариев
      • # Prague

        Я не знаю Вашу организацию, но мне бы казалось немного опасно приходить с таким предложением до того,  как Вы хорошо рассчитаете позитивные и негативные  стороны такого решения. Вы ведь говорите что скорее всего в целях экономии такой должности в вашей компании нет.  А если бы была - сколько часов работы есть для такого (не очень высококвалифицированного) работника?  Не будет ли он сидеть без дела половину (оплаченного) времени? Или, если такой работы только 2 часа в день,  возможно ли нанять такого человека на 2 часа (10 часов в неделю)?  В какое время он будет приходить на работу?  Будет ли он надежным и будет ли это вообще удобно? Сколько это будет стоить? 

        Как мне кажется, все это стоит прощитать до того как приходить с предложением.  Только если результат Вашего рассчета покажет что такой работник "выплатится" и что его возможно найти, тогда это преложение имеет шанс на успех.

        То есть, если такой человек будет  аккуратно и вовремя делать за половину стоимости все те несложные, но необходимые задачи которые приходилось делать Вам, то, возможно, Ваш руководитель с удовольствием согласится на такой план. Особенно если он знает что Вы можете в сэкономленное от походов на почту время квалифицированно делать важную для Вашего руководителя работу.  

        Если же Ваш рассчет покажет что нет смысла открывать позицию для того, чтобы отнести на почту пару писем ( они станут золотыми) , то еще одна хорошая возможность избавиться от мелочных поручений такая:

        Станьте самым высококвалифицированным и супер-производительным специалистом из всего Вашего отдела. Я не могу представить чтобы руководитель отрывал от своих самых важных проектов своего самого ценного незаменимово специалиста для того чтобы послать ее на почту или за булочками.  Такие  задачи будут переданы кому-то из Ваших менее ценных коллег, но это уже их проблема (а может и стимул к развитию :-)

        4
        + 12 комментариев
        • # Elena

          Спасибо! Вы абсолютно правы, расчет нужен обязательно. Не в моей компетенции решать, что нужен человек для мелких работ. Но у меня есть знакомая, молодая девушка, которая ищет подработку. Попробую направить ее к руководителю, объясню ситуацию, пусть поинтересуется, не нужны ли нашей компании работники на  несколько часов в день)) Может, таким образом получится решить эту ситуацию?

          0
          + 10 комментариев
          • # Prague

            Тут есть еще один момент - Вы с этой девушкой вместе работали? Уверены что она будет таким хорошим работником что Ваш руководитель потом будет повторять "Спасибо, Елена, что Вы нам порекомендовали такого прекрасного работника"? Тогда конечно, направляйте.   

            К сожалению у многих в "анамнезе" есть по крайней мере один случай, когда мы хотели "помочь человеку" , а потом она/он понаделали такого от чего трудно отмыться. А если еще у Вас с ней есть общие знакомые (или она, не дай бог, родственница), то может получиться еще хуже - Вы будете и дома перед всеми оправдываться почему Вы ее определили к "такому крокодилу" где ее "использовали" и Вы в том числе. Подумайте хорошо если Ваша рекомендация будет для Вас плюс или минус, и если Ваша организация будет ее нанимать, лучше пусть она пройдет по конкурсу как все, и решение принимает отдел персонала.

            2
            + 8 комментариев
            • # Elena

              Да, это очень "тонкий" момент, Вы правы. Нет, я не собираюсь афишировать мое знакомство и девушка - не родственница. Я думаю просто намекнуть, что в такой-то компании, возможно, нужен такой человек, не более того. Знаю о таких ситуациях, и о последствиях, которые могут быть для всех сторон. Но спасибо Вам за предупреждение, Вы абсолютно правы по этому поводу. Думаю, все получится в лучшем виде)

              0
              + 7 комментариев
          • Скорее всего, если начальник до того как обратился к вам за тем , чтобы отнести почту носил сам , ему так проще , брать сотрудника это дополнительные начисление затрат , возможно штатное расписание менять, контролить работника думаю он об этом уже думал поэтому пришел к выводу, что лучше самому.

            А если подруга как то подвидет руководителя она то такой работой думаю не будет дорожить, а вам потом как?

            0
            + 0 комментариев
        • Я думаю все таки как раз чем исполнительней сотрудник, тем по возможности на него и больше захотят спихнуть. Если руководитель собсбвенник возможно и горит задело, а наемник делает так как ему проще, вы испольнительный сотрудник выполняете его поручение, а зачем другого искать?)

          1
          + 0 комментариев
  • # Анна Н

    Елена, добрый день!  Чтобы Вам было легче отнестись к ситуации со стороны предлагаю посмотреть обязанности, которые обычно выполняют сотрудники, поделив их на четыре категории. 


    Первый тип задач  — простейшие задачи. Обычно при выполнении таких задач сотрудника просто терпят на работе. Ничего выдающегося он не делает, но, с другой стороны, и уволить его не за что.

    Второй тип  — легкие задачи. За такую работу начальник похвалит, но премию не даст.

    Третий тип, средние задачи. За решение таких задач полагается премия в размере 

    10% — 20% к окладу.

    Четвертый тип  — сверхсложные задачи. Такая работа хорошо поощряется, и обычной премии тут явно недостаточно.


    Можно определить для себя задачи, которые выполняете и как вас оценивает руководитель как специалиста. Возможно, есть внутренний конфликт, когда сотрудник чувствует себя недооцененным.  В Ваших интересах поговорить с начальником, сам он не будет ничего менять пока вы не дадите обратную связь. Я считаю хороший вариант обсудить с начальником ваши обязанности, обозначить, что у вас серьезная нагрузка и "курьерские задания" демотивируют вас как специалиста. Как вариант курьера можно нанять и "на час", не обязательно оформлять его на постоянную работу. Удачи!

    1
    + 1 комментарий
  • # Oleg 495

    Елена, а Вы задавали себе простой вопрос "чего я хочу?". Вы хотите доплаты или перестать выполнять дополнительные поручения? Если первое, то просто, по-доброму, скажите "простояла там 40 минут своего времени, могу я в следующий раз рассчитывать на компенсацию?". Тут все разумно и логично.

    Если второе, то тут уж придется отказать, но не в извиняющейся манере, а вроде того "нет, я после работы спешу на йогу, в детсад, уроки английского и прочее". Покажите, что свободного ресурса нет, а настаивать на том, что вы не обязаны - не будут.

    2
    + 2 комментария
    • # Алекс

      Елена,  здравствуйте!

      Я почитал форум на поднятую Вами актуальную тему и сделал для себя вывод, что советы делятся на 2 категории: стать более ценным сотрудником, чтобы начальник не  поручал "простейшие задачи" и получить финансовую выгоду из сложившейся ситуации.

      Если Вам неприятна роль курьера, то просто отказаться от нее поговорив о загруженности, скорее всего не получиться. Начальник переступил моральную планку и разговор по душам не уместен. Деньги Вы тоже не получите("  в компании нет ставки курьера" - денег на это).

      Есть два, на мой взгляд пути:  создать прецедент, что Вы больше не можете, по объективным причинам, получать  посылки. Например, болезнь родственника - надо вечерами ездить навешать, в другую часть города, пока Вы исполняет роль заботливого родственника, найдут другого сотрудника на роль курьера. Или пойти на  курсы повышения квалификации, которые Вы сами оплачиваете, чтобы лучше работать,  развиваться  и тд. При этом надо лишить руководителя права на незнание, что на Почте длинные очереди. Я например, не был там больше 2-х лет и не знал про очереди, может и он считает, что вопрос 5 минут.

      Второй путь  -помочь руководителю решить проблему с получением посылок. Технически например, перевести все контракты с доставкой до офиса, заключить контракт с курьерской службой на отправку. Цена выше, но скорость, сервис  и сохранность посылок могут выступить в качестве аргументов перехода.    

      Напишите, чем закончилась Ваша история.


       



      2
      + 1 комментарий
      • # Elena

        Алекс, спасибо за Ваше мнение и поддержку. Возможно, для нашего руководителя "все равны", раз он, зная о моей загруженности, все же поручает мне курьерские задачи. Мне кажется, это только у нас такое возможно. В более цивилизованных странах сотрудник не только не выполнял бы эти поручения, но еще и предъявил вполне аргументированные претензии. 

        0
        + 0 комментариев
  • Добрый день, вас попросили и вы согласились трудовой договор тут не причем как я считаю. Вам возможно нужно определится для себя сложно это вам или нет. Если не сложно вас все время просят можно выступить как бы с предложением - "я вижу у нас не кому почту от носить, если что я могу выполнять эту работу в качестве доп. обязанностей , доплату можно обсудить".

    Если не хотите этим заниматься . Вы же как бы просьбу выполняете каждый раз на просьбу вам просить, что то в замен и это быстро прекратиться. Руководителю будет не уютно, что вы как бы немного начинаете сотрудничать не совсем как руководитель и подчиненный. Поэтому по скорее захочет скорее все го вернуться к старым ролям.

    Например: "Я схожу на почту, а вы не могли бы завтра отпустить меня немного пораньше".

    Следующий вариант, "а мне сегодня не по пути извините, я не домой". Ну раз два попросит не получилось , будит просить кого то другого вот и все! Не комфортно будет несколько раз попросить не получилось ,но и все на этом.

    2
    + 1 комментарий
  • # Lanit

    А вариант обмануть начальника, рассказав ему историю, что по пути на почту или оттуда или прямо там с вами произошло что-то неприятное с моральной точки зрения и на этом основании выразить своё нежелание впредь ходить туда? 

    1
    + 4 комментария
    •  Обман путь войны! Не думаю, что воевать с руководителем в планах Елены если рассказ будет не убедительным в глазах шефа можно как то не удачно выглядеть , возможно что бы убрать чувство вины у себя еще что ни будь дополнительное сами захотите сделать, что не входит в ваши прямые обязанности. Бейте по пустому яйцу камнем!!! Есть реальные причины почему вы не должны это делать или если ужь делаете, то на основной работе просите поблажку.

      1
      + 0 комментариев
    • # Elena

      Lanit, не исключаю Ваш вариант. Конечно, обманывать нехорошо, да и нет такой цели. Хочется применить прямые, открытые варианты действий. Просто не хочется оказаться в неприятной ситуации, как это всегда бывает: человек обманул, а потом правда все равно открылась. Но, как исключение (когда уже никакие доводы и отговорки не спасут от курьерских поручений), может и применю. А какие варианты неприятных ситуаций Вы бы использовали?

      1
      + 2 комментария
      • # Lanit

        С чего вы взяли, что это нехорошо )) ? Это всего лишь одна из стратегий ведения борьбы )) Создание ложной картины..  Я бы использовал что-то исключительно женское, из серии "сотрудник почты ко мне приставал, подмигивал или сказал что-то двусмысленное".. То есть,  описал бы это, как некую ситуацию, при которой я вынужден терпеть моральные муки и всячески "превозмогать".. Мужчинам этот механизм мало понятен, а еще меньше желание в этом во всем копаться. 

        1
        + 1 комментарий
        • # Elena

          Скажем не обманывать, а просто немного скрасить реальность)) Ваш вариант ложной картины интересен, возьму его на заметку))

          0
          + 0 комментариев
Cookies помогают нам предоставлять наши услуги. Используя наши услуги, вы соглашаетесь с использованием наших cookies.